«Tesla» представила свой первый электрический грузовой автомобиль. Однако, пока неясно, насколько этот проект будет успешным. Кроме того, перевозчикам автомобили нужны сегодня, а не завтра, поэтому производители, если хотят идти в ногу со временем, должны уже сегодня разрабатывать и предлагать своим клиентам двигатели, которые могли бы работать на более или менее «чистом» топливе. В данном контексте важно понять, какие их варианты будут и экологически чистыми, и выгодными для предпринимателей.

Если говорить о разработках качественно нового поколения тяжеловесного транспорта, то можно сказать, что рынок находится уже не в прошлом, но ещё не в будущем. Однако уже сегодня ясно – отказ от дизельных двигателей (всё ещё основной «движущей силы» грузового транспорта) это вопрос времени (по крайней мере, в Европейском Союзе).

«Tesla» не только представила, но уже и продала около 400 единиц своих электрических грузовых автомобилей (при этом, следует напомнить, что у «Tesla» уже появился и серьёзный конкурент – компания «Thor»). Среди покупателей, которых не испугала достаточно высокая стоимость «Tesla Semi» (150-200 тыс. долларов), находятся такие компании, как UPS, «Pepsi», «Sysco», «Walmart», DHL и другие. В Литве «Tesla Semi» первой заказала компания «Girteka Logistics». Но дело в том, что с доставкой рабочего экземпляра придётся подождать несколько лет. Иными словами, сегодня никто не может с полной уверенностью сказать, что массовое производство электрических «Tesla» будет успешным – в один прекрасный день Элон Маск может заявить, что проект себя не оправдал, и прощайте ваши денежки…

Также неясно, насколько «Tesla Semi» будет надёжным в эксплуатации. Предположительно, эксплуатационные расходы снизятся за счёт использования электрического двигателя, а это значит, что в автомобиле будет меньше подвижных частей, поэтому он не будет нуждаться в частом ремонте, а его тормоза теоретически вообще никогда не износятся. Э. Маск даже дал своему детищу гарантию пробега в миллион миль. Однако, это всего лишь теоретические рассуждения и обещания, а что будет на самом деле, покажет жизнь. Трудно поверить, что с совершенно новым в технологическом плане продуктом не будет никаких проблем – как правило, они выявляются на стадии массового производства, и пока будет найдено решение по их устранению, рынок неизбежно окажется в затруднительном положении. Вопрос необходимой инфраструктуры тоже уже «стоит ребром» – например, если что-то случится с «Tesla», который заказала «Girekta Logistics» – кто будет его ремонтировать, и как долго продлиться ремонт?

Таким образом, напрашивается вывод, что к радикальным переменам перевозчики должны относиться с осторожностью, потому что они должны быть уверены в том, что приобретённые транспортные средства будут доставлены вовремя, что они не испортятся посреди дороги, а если уж такое случится, будут отремонтированы в кратчайшие сроки. Естественно, крупные компании могут себе позволить рискнуть и попиариться, однако небольшим компаниям (в особенности литовским) дорог каждый евро. Именно поэтому они обращают свои взгляды в сторону традиционных производителей – DAF, «Scania», «Volvo», «Mercedes Benz» и др. В свою очередь, эти производители стараются быть в тренде производства экологически чистого грузового транспорта и уже сегодня могут предложить некоторые решения.

Альтернативы переходного периода

Если вернуться к истокам «зелёной революции», то она началась с производства гибридных автомобилей. Компания «Volvo Trucks» свой первый концептуальный «Volvo Concept Truck» представила в мае 2016 года, а чуть позднее выступила с усовершенствованной версией, в которой за счёт использования гибридных силовых агрегатов на продолжительных расстояниях можно будет на 30 проц. времени поездки отказаться от двигателя внутреннего сгорания – в зависимости от типа, комплектации и цикла работы транспортного средства это позволит сэкономить 5-10 проц. топлива. Кроме того, это также позволит прехать до 10 км исключительно на электротяге, т.е. с нулевым уровнем вредных выбросов и низким уровнем шума.

В данном контексте также следует упомянуть обычные дизельные двигатели, работающие на дизельном топливе с определённым процентом биологических добавок (B10, B20, B30, где цифры означают долю биологических добавок).

Но так или иначе, гибриды – это промежуточное решение, где соответствие экологическим требованиям всё ещё нуждается в серьёзных доработках.

По мнению доцента факультета транспортной инженерии в Государственном техническом университете имени Гедиминаса Альфредаса Римкуса, в течение переходного периода за минимальный уровень вредных выбросов будут бороться двигатели, работающие на биозидельном топливе и газе (природном и биогазе). В плане воздействия на окружающую среду и на работу двигателя у каждого вида топлива есть свои преимущества и недостатки. Но не менее важно учитывать экономическую среду использования одного или другого вида «зелёного» топлива. Например, если в стране много сельскохозяйственных угодий, то в такой стране было бы целесообразно выращивать рапс и затем использовать его в производстве биологического топлива, а также, развивая технологии, расширять гамму биологических ресурсов. Если же в стране развиты мощности по производству или хранению сжиженного природного газа (СПГ, англ. LNG, liquid natural gas), то в ней основным источником топлива для грузовых автомобилей мог бы быть сжиженный природный газ. Больше того, говоря о газе, следует не забывать о том, что Европейский Союз разработал концепцию так называемых «голубых коридоров», в которой предусмотрено создание европейской сети АЗС, где грузовые автомобили смогут заправляться экологически чистым газовым топливом.

Таким образом, при выборе автомобиля на том или ином типе экологического топлива перевозчики должны учитывать не только микроэкономические (стоимость, экономичность, долговечность и определённые технические характеристики автомобиля), но и макроэкономические (инфраструктура, возможности местного производства дешёвого вида топлива, перспектива соответствия новому экологическому стандарту и т.д.) обстоятельства. Точно так же все производители грузовых автомобилей ломают голову над тем, как существенно снизить уровень вредных выбросов, но одновременно сохранить мощность и эффективность двигателей, чтобы вне зависимости от вида топлива автомобили в глазах перевозчиков продолжали оставаться коммерчески перспективными и технологически надёжными. И у каждого из них, как оказалось, на этот счёт своё мнение.

Компания «Volvo Trucks» пришла к выводу, что всем этим требованиям лучшим образом соответствует газ. «Volvo FH LNG» и «Volvo FM LNG» – первые грузовые автомобили, работающие на газе. Двигатели этих моделей достаточно мощные для того, чтобы можно было обеспечить региональные и международные грузоперевозки. Обе модели, в которых устанавливаются двигатели мощностью в 420 и 460 л.с., гарантируют производительность и эксплуатационные качества, присущие дизельным двигателям. Кроме того, на одной заправке эти грузовые автомобили могут проехать до 1000 км.

«Сжиженный природный газ является перспективной альтернативой дизельному топливу, поскольку обеспечивает комбинацию плюсов как для окружающей среды, так и для бизнеса. Будущее за теми энергоносителями, использование которых имеет высокую энергетическую эффективность и низкое воздействие на окружающую среду. Развитие получат несколько видов альтернативных источников энергии, включая электричество, и для разных областей применения будут использоваться различные энергоносители. Во время перехода на альтернативные источники энергии дизельное топливо всё ещё будет широко применяться в течение многих лет. Однако, что касается многотоннажных региональных и дальних перевозок, на сегодняшний именно СПГ имеет наилучшие перспективы быстро стать широко доступной альтернативой дизельному топливу. Мы полагаем, что природный газ имеет наибольший потенциал, как для немедленного сокращения выбросов CO2, так и в качестве долгосрочного решения как минимум на ближайшие 20-30 лет. Недостаточное развитие инфраструктуры является проблемой, но мы не одиноки перед лицом этой проблемы. Например, в ЕС её осознают, поэтому выделили финансирование и проводят соответствующие программы. А внедрение новых грузовых автомобилей, таких как „Volvo FH LNG“ и „Volvo FM LNG“, также будет способствовать ускорению производства СПГ, так что потенциал действительно огромен», – считает Ларс Мортенссон, директор подразделения «Environment and Innovation» в компании «Volvo Trucks» (подробнее читайте здесь).

При этом следует отметить, что в 2019 году «Volvo Trucks» начнёт в Европе продажи электрических грузовых автомобилей (правда, вначале это будут дистрибуторские автомобили для городских грузоперевозок), а первые экземпляры поступят в эксплуатацию при содействии избранных заказчиков уже в нынешнем году. «Используя более тихие грузовики с электрическим приводом для перевозки товаров в городских условиях, мы решаем сразу несколько проблем. Отсутствие раздражающего шума и выхлопных газов позволит нам работать в более требовательных к обстановке городских центрах. Перевозки могут также осуществляться в менее загруженное время, например, поздно вечером или ночью. Это уменьшит загрузку дорог в дневные часы пик, что в итоге приведёт к намного более эффективному использованию дорожной сети и транспортных средств, чем в настоящий момент», – заявил президент «Volvo Trucks» Клэс Нильссон.

Новейшие двигатели DAF могут работать на экологически чистом дизельном топливе, изготовленном из природного газа (англ. GTL – Gas to Liquid), и гидратированном растительном масле (англ. HVO – Hydro-treated Vegetable Oil). Но, как нам сказали в представительстве DAF в Литке (компания «Centrako»), концерн проявляет интерес и к другим более или менее «чистым» видам топлива – обычному биозидельному топливу (англ. FAME – Fatty Acid Methyl Esters), сжиженной биомассе (англ. BTL – Biomass to Liquid), сжиженному природному и биогазу (англ. LBG – Liquid Biogas), а также к сжатому природному (англ. CNG – Compessed Natural Gas) и биогазу (англ. CBG – Compressed Bioпas), и даже к сжиженному углю (англ. CTL – Coal to Liquid).

Между там «Scania» не только проявляет интерес, но, как редакции CargoNews.lt сообщила руководитель отдела маркетинга и коммуникации Йолита Барейкене, «предлагает рынку широкую гамму транспортных средств, работающих на альтернативном топливе», соответствующем стандарту Евро 6. «Грузовые автомобили „Scania“ могут работать на биодизельном топливе, на биоэтаноле и гидратированном растительном масле. Мы также предлагаем гибридные или полностью электрические автомобили. Третье поколение наших грузовых автомобилей также может работать на газе (природном, биогазе, сжиженном или сжатом газе). При этом крутящий момент наших двигателей значительно больше чем у двигателей, производимых нашими конкурентами», – подчеркнула Й. Барейкене.

«И последний, но не менее важный момент, определяющий такой комплексный подход, заключается в том, что мы верим, что „нет размера, который подходит всем“. Это значит, что мы не должны сосредотачиваться на производстве и развитии какого-то одного продукта – в противном случае мы можем оказаться в тупике. Мы обязаны искать и находить разные решения, пригодные для различных видов деятельности – для международных и региональных перевозок, для городского транспорта и для автобусов дальнего сообщения. Для этого требуется эффективная инфраструктура и самое лучшее топливо», – отметила Й. Барейкене и тем самым подтвердила размышления А. Римкуса. По мнению представителей «Scania», альтернативные виды топлива, производимые из возобновляющихся источников, должны не только понижать уровень выхлопных газов, но и присутствовать на рынке в таком объёме, какой потребуется, и при этом быть конкурентоспособными по своей стоимости (подробнее о разработках «Scania» в области экологии читайте здесь и здесь).

Решения будущего

Эксперт в области автомобильного транспорта Рамунас Фетингис в интервью редакции CargoNews.lt подчеркнул, что, если говорить о развитии экологически чистого грузового транспорта, необходимо разделять краткосрочную и долгосрочную перспективу. По его словам, в краткосрочной перспективе будут преобладать газовые (природные и биогазовые) и гибридные (традиционные и/или экологически чистое топливо + электричество) двигатели, так как это самый простой способ быстро и эффективно достичь необходимого экологического стандарта без кардинальных изменений в производстве (кстати, изменения в производстве связаны не только с огромными финансовыми затратами, но и со сменой персонала, что зачастую обостряет социально-политических проблем). В долгосрочной перспективе, по мнению Р. Фетингиса, электрические двигатели вряд ли можно считать панацеей, потому что кроме создания инфраструктуры придётся каким-то образом вырабатывать большое количество электроэнергии. Теоретически относительно недорогую электроэнергию вырабатывают атомные электростанции, но в настоящее время в Европейском Союзе атомная энергетика не очень популярна. Поэтому, если идти по пути радикальных перемен, самым лучшим решением может быть водород как практически неисчерпаемый русурс (к слову, одно время «Tesla» планировала использовать в своих грузовых автомобилях именно этот вид топлива, но позднее – по-видимому, из-за слишком высокой стоимости этой идеи – изменила концепцию на электрическую).

А. Римкус на вопрос, какому двигателю – электрическому или водородному – отдал бы предпочтение он, ответил, что электрические двигатели (в особенности в настоящее время) более доступны, более безопасны и более просты в технологическом плане. Кроме того, по его словам, усовершенствование аккумуляторов ещё не достигло технологического предела. Но с другой стороны, проблема в том, что производство аккумуляторов требует некоторых дорогостоящих материалов, запасы которых на земле ограничены. Между тем запасы водорода практически неиссякаемы, а если к его производству подключить источники альтернативной энергии, то он может стать своего рода накопителем энергии (технология «fuel cell») для идеального электрического автомобиля. Но как бы там ни было, А. Римкус считает, что не нужно заниматься поисками одной единственной экологичной технологии в производстве грузового транспорта – как и в любой другой сфере, должна быть конкуренция, т.е. должны существовать различные подходы.

В свою очередь руководитель отдела продаж грузовых автомобилей в компании «Silberauto» (представительство «Mercedes-Benz» в Литве) Паулюс Кряучюнас заявил: «Вопрос на самом деле не из лёгких. В последнее время многие производители грузовой техники оказались на „технологическом перекрёстке“, им сложно решить, по какому пути идти дальше. Несколько лет тому назад „на пике“ была тема гибридных грузовых автомобилей, но она как-то угасла. Что касается концерна „Daimler AG“, то в настоящее время основное внимание уделяется разработкам электрических грузовых автомобилей. По улицам и окрестностям Штутгарта вот уже второй год ездят испытательные электрические грузовые автомобили, поэтому, скорее всего, концерн будет развивать именно этот сегмент. С другой стороны, нельзя исключить и вариант автомобилей с водородным двигателем – технологии производства водородных двигателей для легковых автомобилей вполне могут быть использованы и в производстве грузовых автомобилей. Я считаю, что ближайшие 3-4 года в жизни производителей грузового транспорта будут поворотными».

***

В заключение можно сказать, что эра «зелёного транспорта» (в том числе в сегменте грузовых автомобилей) неизбежно приближается. В Европейском Союзе это чувствуется довольно отчётливо. Казалось бы, на стандарт Евро 6 страны ЕС перешли совсем недавно, а сейчас уже идут разговоры о стандарте Евро 7. Правда, пока неизвестно, когда он будет принят, но по слухам, это может случиться в 2020-2021 году. Таким образом, похоже, что время грузовых автомобилей с «классическими» дизельными двигателями подходит к концу, и перевозчикам уже сегодня необходимо задуматься о том, на каких автомобилях они будут работать завтра. К счастью, выбор довольно большой – от автомобилей с двигателями, работающими на различных сортах биодизельного топлива, до автомобилей с двигателями, работающими на природном и биогазе. В этой ситуации и производителям, и перевозчикам логичнее всего было бы не зацикливаться на каком-то одном универсальном решении, так как многое зависит от условий эксплуатации – специфики отдельной страны или крупного региона, доступности одного или другого энергетического источника и т.д. Поэтому в краткосрочной перспективе производители и перевозчики, вероятно, будут изучать друг друга, чтобы понять, какая технология производства является наиболее перспективной, и в этот период возможны самые различные модификации двигателей. Но если верить словам экспертов, то в долгосрочной перспективе на рынке сначала будут преобладать электрические (в зависимости от темпов прогресса в производстве аккумуляторов) грузовые автомобили, а затем (как только будет усовершенствована технология производства и появится необходимая инфраструктура) автомобили с водородными двигателями.